Главная Оценка Нематериальных активов

Оценка нематериальных активов

Оценка нематериальных активов

Понятие нематериальных активов (НМА) используется не только в бухгалтерском и финансовом учете, но также в управлении и в оценочной деятельности.

 

В самом широком и обобщенном смысле термин НМА — это специфические активы, для которых характерны:

  • отсутствие осязаемой формы;
  • долгосрочность пользования;
  • особенность приносить доход.

Специфика данного вида активов влечет за собой трудности в определении их рыночной стоимости. Здесь также как и в ситуации с ценными бумагами оцениваются не сами НМА, а право собственности.

Понятие НМА в оценочной деятельности несколько отличается от вышеуказанного, тем что, оценщик должен принимать в расчет все НМА, как учитываемые на балансе, так и не учитываемые на балансе.

При этом к числу активов, не учитываемых на балансе относятся, например, «персональный гудвилл (деловая репутация) «и «собранная вместе и обученная рабочая сила». Тем не менее, при определении стоимости бизнеса и НМА эти «активы» необходимо принимать в расчет, так как их влияние на стоимость компании может быть решающим.

Отзыв о насЭдуард М.

Хорошие сотрудники, быстро информируют и отвечают подробно на вопросы. Знают своё дело.

22.09.2020
Отзыв о нас #21 из 55 (случайный отзыв из Яндекс/Google) Смотреть все отзывы

Теоретически рыночная стоимость бизнеса, основанного на знаниях, не должна отличаться от рыночной стоимости любого другого бизнеса, обеспечивающего те же финансовые результаты. В соответствии с данным посылом: стоимость фирмы зависит лишь от величины приносимого ее деятельностью денежного потока и не зависит от структуры активов. Однако практика дает основания усомниться в справедливости данного утверждения.

Оценка НМА – наиболее деликатная часть оценки бизнеса. Существенно при этом, что оценка бизнеса обычно предшествует оценке НМА. Сначала на основе доходного подхода и/или на основе анализа сопоставимых продаж определяется рыночная стоимость бизнеса в целом. Потом осуществляется оценка рыночной стоимости осязаемых активов. Оценка НМА в целом получается как разность между рыночной стоимостью фирмы (бизнеса) и стоимостью ее осязаемых чистых активов (активов за вычетом обязательств). Только после этого оцениваются НМА по отдельности, если это вообще необходимо.

ООО «Эксперт+» оказывает в Ростове-на-Дону, Ставрополе и в других регионах РФ весь комплекс услуг по оценке нематериальных активов любых видов на основе профессиональных знаний и опыта работы выполнения сложных проектов по оценке аналогичных проектов и оценки бизнеса. К таким услугам относятся:

Оценка лицензий

Современная мировая практика показала, что наиболее развитой формой технологического обмена на внутренних и внешних рынках экономически развитых стран является лицензирование, т. е. составление, регистрация и передача лицензионных договоров об уступке исключительных и неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Лицензий может быть основой целого бизнеса и являться основным активом предприятия, например лицензия на карьерные работы или добычу полезных ископаемых. Поэтому в таких ситуациях профессиональная оценка приобретает особую значимость для собственников и инвесторов.

Оценка патентов

Необходимость патентной деятельности в условиях рыночной экономики России уже ни у кого не вызывает сомнений. Иногда наличие патентов является самым веским аргументом патентообладателя в конкурентной борьбе, вынуждающим соперника покинуть уже освоенный им рынок.

Однако чтобы правильно распорядиться патентом на новое техническое решение, полезную модель или товарный знак и ввести его в коммерческий оборот, правообладатель (физическое или юридическое лицо) должен осуществить оценку патента.

Оценка товарных знаков (брендов)

Товарный знак – запоминающийся образ, символ, обозначение, позволяющие отличать товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей. Ценность исключительных прав на товарные знаки и знаки обслуживания заключается в том, что они обеспечивают их обладателю определенные, иногда весьма существенные, преимущества в бизнесе.

Бренд – более широкое понятие, чем товарный знак. Если товарным знаком обозначается конкретный товар, зарегистрированный государственным органом, то бренд – это тот образ, который возникает в сознании потребителя при виде товарного знака. Под брендом чаще всего подразумевается известная марка, которая ассоциируется в сознании потребителя с конкретными товарами или услугами.

Оценка товарного знака компании (бренда) положительно влияет на ее общую рыночную стоимость и, следовательно, на ее привлекательность для партнеров и инвесторов.

Оценка ноу-хау и компьютерных программ

Ноу-хау как термин и как продукт коммерческого оборота и объект правового регулирования появился в США, но вскоре вышел на международную арену. В буквальном переводе с английского know-how означает «знать как» (сокращенный вариант фразы «знать, как это сделать»). Зачастую термин ноу-хау ошибочно употребляют как синоним важной технической новинки.

Оценка нематериальных активов, включающая в себя оценку ноу-хау как некой совокупности методов, приемов и знаний технического, административно-управленческого или финансового характера, не защищенных государственными патентами или свидетельствами, может осуществляться для целей взноса в уставной капитал предприятий, купли-продажи, изменения учетной балансовой стоимости, определения размера капитализации компании и др.

Оценка ноу-хау, результатов НИР и НИОКР, технологий, всевозможных улучшений и рационализаций производится на основе сопоставления стоимости затрат на создание данного нематериального актива и коммерческой выгоды (или иной пользы), которую данный объект приносит или может приносить.

Оценка гудвилл (деловая репутация)

Гудвилл – это преимущества, которые получает покупатель при покупке уже существующей и действующей компании, по сравнению с организацией новой фирмы. Однако для оценки гудвилла продажа компании не является обязательным условием.

Для большинства задач оценка гудвилла заключается в определении совокупности тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов обращаться именно к данному предприятию и которые приносят фирме прибыль сверх требуемой для получения разумного дохода на все остальные активы компании, включая доход на нематериальные активы, которые могут быть идентифицированы и отдельно оценены.

Консультация
Оставьте заявку и специалист свяжется с Вами
Оставьте заявку и мы перезвоним
Заявка принята!

Ожидайте ответа специалиста в течение 5 - 30 минут